Наши публикации

Публикация членов МКЦК «Нестор»

Богословский приход

Богословская колокольня

В предыдущем номере мы публиковали историческую справку о причте Иоанно-Богословского храма Коломны. Теперь речь пойдёт о его прихожанах и церковных старостах с конца XVIII – по начало XX века.
В XVII-XVIII вв. приходское население Иоанно-Богословского храма формировалось из крестьянского люда пригородных сёл, переселившихся в город по своим торговым делам, и немногих коренных жителей города. По справкам исповедных росписей за 1822 г., к приходу было приписано 439 человек, в их числе 225 мужчин и 214 женщин.
В первой половине XIX в. число прихожан постоянно возрастало, достигнув наивысшего показателя в 1855 г. – 526 чел. Но к началу XX в. оно существенно сокращается. В 1913 г. в приходе проживало только 360 чел.
Изменилась структура населения. Если в 1855 г. было 244 мужчины (46,4%) и 282 женщины (53,6%), то на 1913 г. в приходе состояло: 124 мужчины (42%) и 206 женщин (58%) . Таким образом, на начало XX в. определились две тенденции – сокращение численности приходского общества и его «феминизация» – рост доли женщин в структуре прихода. По нашему мнению, указанные изменения были вызваны интенсивным промышленным развитием и ростом Коломны, когда расширялись и заселялись пригородные районы, происходил отток населения из центра города на окраины.
Наблюдался медленный количественный рост домохозяйств прихода. В 1796 г. их было – 35, в 1913 г. – 48. Вместе с тем, наибольший показатель числа домохозяйств был достигнут в 1911 г. – 51 .
Примечательна конфессиональная однородность прихода. Небольшая группа старообрядцев-поповцев, отмеченная в 1822 г., уже не фиксировалась к середине столетия.
Напротив, социальный состав прихода Иоанно-Богословского храма всегда отличался разнообразием и был представлен купеческими, мещанскими, крестьянскими семьями, дворовыми слугами, лицами воинского сословия.
Наличие крестьян в структуре городского прихода объясняется регулярным «отходом» сельского населения в города на заработки, особенно усилившимся после отмены крепостного права в России. Дворовыми слугами состояли лица, находящиеся в крепостной зависимости, проживавшие в городских усадьбах дворян. Военное сословие составляли отставники из нижних чинов и члены семей действующих военнослужащих.
По данным 1823 г., в приходе проживало: мещан и купцов – 384 чел., крестьян – 32 чел., дворовых – 2, военных – 6 чел.
В 1913 г. крестьян насчитывалось 104 чел. – треть от всего населения, при 241 мещанах и купцах и 15 лицах военного сословия. Тем самым имело место размывание и замещение «коренного» – мещанского и купеческого населения пришлым крестьянским.
С отменой обязательной приходской приписки населения в первые советские годы число прихожан сократилось до 61 человека (1926 г.), не побоявшихся объявить о своей принадлежности к религиозному обществу Иоанно-Богословского храма.

* * *

В Синодальный период церковный староста пользовался большим влиянием в приходе, отвечая за его хозяйственную жизнь.
Нам известны имена одиннадцати церковных старост Иоанно-Богословского храма XVIII – начала XX вв.
Шапошников Иван Егорович, коломенский купец. В звании церковного старосты храма упоминается в 1797 г. и 1814 г. Открыл в приходе лавку по продаже свечей – единственную в городе.
Кондратов Иван Яковлевич, коломенский купец, в 1810-х гг. церковный староста.
Потапов Прокопий, коломенский купец. Избирался в конце 1810-х гг. Емельянов Иван Кондратьевич, коломенский купец. Упоминается в 1819 г.
Миронов Мануил Григорьевич, коломенский купец, староста в 1820-х гг.
Шапошников Иван Иванович (1781-1867), коломенский купец. Состоял в должности церковного старосты в 1834-61 гг. (25 лет.). Отремонтировал церковь и вновь построил колокольню, в которой было 7 колоколов: в первом – 344 пуда 31 фунт, во втором – 170 пудов 38 фунтов, в третьем – 60 пудов, в четвертом – 15 пудов 10 фунтов, в пятом – 10 пудов, в шестом – 3 пуда, в седьмом – 2 пуда.
Буфеев Григорий Яковлевич, потомственный почетный гражданин. Состоял церковным старостой в 1861-67 гг. и в 1877-99 гг. Устроил в трапезной церкви новые дубовые колоды с подоконниками, при входе в трапезную установил двойные дубовые двери со стеклами. Возобновил роспись всей церкви. Приобрел серебряный позолоченный напрестольный крест 84 пробы и хоругви с серебряными с позолотою образами. Провел от шоссейной дороги до церкви каменную мостовую и каменные тротуары вокруг лавок. На собственные средства устроил в трапезной вызолоченные с резьбой иконостасы. Пожертвовал четыре вызолоченные лампады, сосуды и дароносицу, священническое и диаконское облачение золотой парчи. В 1884 г. награждён за ревностное исправление должности орденом св. Станислава.
Шапошников Василий Павлович, 1836 г. рождения, коломенский купец. Церковный староста в 1900-1912 гг. За усердие в 1910 г. награжден золотою медалью для ношения на груди на Аннинской ленте. Состоял в браке с Анной Александровной, 1844 г. рождения.
Буткин Филипп Прокопьевич, 1861 г. рождения, зажиточный крестьянин с. Шеметова Коломенского уезда Московской губернии. Получил домашнее образование. Имел в собственности земельное владение под лесом и садом площадью 60 десятин и дом в городе Коломне. В 1912 г. избран на первый трехлетний срок церковным старостой Иоанно-Богословского храма. В 1914 г. добился удаления поста пожарной стражи с колокольни. Был женат на Александре Федоровне, 1867 г. рождения. В браке у них родились дети: Екатерина (1894 г.), Владимир (1897 г.), Иван (1888 г.).
Константинов А.В., упоминается в качестве председателя церковного совета (церковного старосты) религиозного общества Иоанно-Богословского храма Коломны в акте изъятия церковных ценностей от 26 апреля 1922 г.
Чуприков Александр Николаевич, упоминается в качестве председателя церковного совета в 1925-26 гг. По-видимому, он состоял в этой должности до закрытия храма.

Сергей Колоухин, Юрий Мещанов, газета «Благовестник», № 7, июль 2016 года

_________________________

Публикация членов МКЦК «Нестор»

Причт Иоанно-Богословской церкви

Иоанно-Богословский

Приведём сведения о настоятелях и причетчиках Иоанно-Богословского храма Коломны XVIII – начала XX веков. Их имена удалось установить по исповедным и клировым ведомостям, метрическим книгам, распорядительной документации Коломенской и Московской духовных консисторий.
Священник Тимофей Васильев упоминается в 1737-41 гг.
Священник Прокопий Тимофеев упомянут в 1742-46 г. До 1742 г. служил дьячком в этом храме.
Священник Павел Тимофеев в 1743-46 гг. был диаконом храма, а в 1746-50 гг. – настоятелем. В 1750 г. овдовел и принял постриг в Новоспасском мужском монастыре, монашеское имя неизвестно.
Священник Сергий Петров упоминается в 1750-58 гг.
Священник Иаков Тимофеев служил в 1746-56 гг. диаконом, в 1758-70 гг. – настоятелем. В 1770 г. епископом Коломенским и Каширским Феодосием (Михайловским) лишен сана за клевету и отправлен на поселение.
Священник Стефан Прокопьев упоминается в 1771-76 гг. В 1751 г. указан в звании «церковника». В 1752-70 гг. – дьячок.
Священник Стефан Тимофеев, 1756 г. рождения, настоятель Иоанно-Богословского храма до 1797 г. Упоминается в 1794 и 1796 гг. В 1794 г. служил некоторое время в Бобреневом мужском монастыре. В августе 1797 г. освобожден от должности настоятеля. С 1798 г. служил в причте Троицкой церкви с. Щурово.
Священник Симеон Иванович Лосев – настоятель в 1797-1822 гг. Рукоположен во священника 15 августа 1797 г. епископом Коломенским и Тульским Афанасием. Имел сына Алексея, 1801 г. рождения, обучавшегося в Перервинской духовной семинарии и в 1833 г. рукоположенного в священника к домовой церкви при Екатерининской больнице Москвы.
Священник Иаков Васильевич Платонов – настоятель в 1817-22 гг. 6 октября 1814 г. рукоположен архиепископом Дмитровским Августином во диакона к московскому Троицкому храму, что в Зубове. 14 июня 1817 г. произведен во священника к Иоанно-Богословскому храму Коломны. Умер в 1822 г. Состоял в браке с Екатериной Александровной, 1798 г. рождения. У них родилось трое детей: Клавдия (1817 г.), Александр (1818 г.), Елизавета (1821 г.).
Священник Димитрий Алексеевич Рождественский, 1798 г. рождения. Уроженец села Телятьево Серпуховского уезда, сын дьячка Алексея Иванова. Настоятель в 1822-25 гг. 14 сентября 1819 г. посвящен в стихарь для высказывания проповедей. Окончил полный курс Московской духовной семинарии. 15 января 1822 г. архиепископом Московским и Коломенским Филаретом рукоположен во диакона. 17 января 1822 г. им же поставлен во священника к Иоанно-Богословскому храму. С 21 ноября 1823 г. был учителем обоих классов в Коломенском приходском училище. Состоял в браке с Анной Иродионовной 1807 г. рождения, дочерью настоятеля Успенского собора города Коломны протоиерея Иродиона Сергиевского. Их сын Иван, в монашестве Игнатий (Рождественский), впоследствии стал викарным епископом Дмитровским, а затем епископом Костромским и Галицким.
Священник Иоанн Яковлевич Смирнов, 1799 г. рождения. Настоятель храма в 1825-30 гг. 18 февраля 1823 г. с аттестатом 2-го разряда окончил полный курс в Московской духовной семинарии. Преосвященным Афанасием, епископом Дмитровским, рукоположен во священника к Покровскому храму села Зеленой слободы Бронницкого уезда. 3 мая 1826 г. переведен в Иоанно-Богословский храм. С 31 марта 1827 г. находится в должности депутатского помощника по первому благочинию города Коломны. 20 мая 1827 г. назначен законоучителем в Коломенском духовном училище. Состоял в браке с Елизаветой Ксенофонтовной, 1808 г. рождения. У них есть сын Александр (1825 г.р.).
Священник Филипп Васильевич Глаголев, 1803 г. рождения, сын священника. Настоятель храма в 1830-43 гг. 1 января 1826 г. епископом Дмитровским Кириллом посвящен в стихарь. Окончил полный курс Спасо-Вифанской семинарии с аттестатом 2-го разряда. 15 августа 1829 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом рукоположен во священника к нашему храму. Состоял в браке с Евдокией Александровной 1811 г. рождения. У них родились пять детей: Надежда (1829 г. рождения), Екатерина (1831 г.), Василий (1834 г.), Иван (1837 г.) и Григорий (1839 г.). Согласно справке из Московской духовной консистории, «поведения довольно исправного», «проповедей не говорил ни одной». А с 1838 г. по болезни от сочинения и говорения проповедей уволен.
Священник Иосиф Васильевич Покровский, 1819 г. рождения, из Московской губернии, сын диакона. Настоятель в 1844-74 гг. В 1842 г. окончил Московскую семинарию с аттестатом 2-го разряда. В 1843 г. определён к Богословскому храму. 22 августа 1848 г. определен увещателем в Коломенский уездный и земский суды и в городовой магистрат. В 1845 и 1848 гг. удостоился благодарности от епархиального начальства за приращение свечной прибыли. Состоял в браке с Екатериной Алексеевной, 1826 г. рождения. У них родился сын Иоанн (1848 г.).
Священник Андрей Иванович Смирнов, 1842 г. рождения. Настоятель в 1874-90 гг. До этого долгое время состоял в причте этого храма диаконом. В 1874 г. рукоположен во священника. Скончался 22 ноября 1890 г.
Священник Алексей Яковлевич Карташев, 1827 г. рождения. Из Рязанской губернии, сын дьячка. Настоятель храма в 1891-1904 гг. В 1850 г. с аттестатом 2-го разряда окончил Рязанскую духовную семинарию. 6 мая 1851 г. рукоположен во священника в причт Федоро-Стратилатовского храма села Колычево Коломенского уезда. 2 мая 1858 г. переведён к Михаило-Архангельскому храму села Коробчеево. 15 февраля 1879 г. переведён к Успенскому храму села Черкизово. В 1881-91 гг. состоял в должности благочинного. 15 февраля 1891 г. переведён к этому храму. В 1886-91 гг. был наблюдателем над церковно-приходскими школами в Черкизовском благочинии. Награды: бронзовый крест в память войны 1853-56 гг., набедренник (1871 г.), фиолетовая бархатная скуфья (1876 г.), камилавка (1884 г.).
Священник Николай Никанорович Соколов, 1867 г. рождения. Настоятель в 1905-18 гг. В 1889 г. окончил полный курс Московской духовной семинарии по 2-му разряду. В 1889-90 гг. состоял учителем церковно-приходской школы в с. Павловское-Казенное Звенигородского уезда. 30 июля 1890 г. рукоположен во священника к Успенскому собору Коломны, откуда 30 марта 1905 г. переведён в наш храм. В 1890-95 гг. был законоучителем при 5-м Коломенском городском начальном мужском училище. С 19 апреля по 30 сентября 1895 г. – законоучитель при 1-м Коломенском городском начальном женском училище. С 13 марта 1891 г. по 23 октября 1910 г. – законоучитель при 1-м Коломенском городском начальном мужском училище. В 1893-1901 гг. окормлял Управление Коломенского уездного воинского начальника низших чинов конвойной команды и ратников государственного ополчения. В 1901-04 гг. проводил духовно-нравственные беседы с нижними чинами 3 и 4 батарей 5-го Мортирного артиллерийского полка. С 1910 г. и с 1895 г. состоял законоучителем при 3-м мужском и 3-м женском коломенских начальных училищах. Женат на Марии Александровне (1870 г. рождения). У них родилось пять детей: Зинаида (1893 г.), Елена (1895 г.), Борис (1901 г.), Нина (1903 г.) и Анна (1908 г.). Награждён набедренником (1897 г.), скуфьей (1903 г.), камилавкою (1907 г.), серебряной медалью с изображением императора Александра III (1896 г.). Последнее упоминание в метрических книгах – 1918 год.
Священник Александр Александрович Добронравин – настоятель после 1918 г. Упоминается в акте изъятия церковных ценностей из храма от 26 апреля 1922 года. Упоминут как священник в справочной информации по приходам Коломны и уезда 1925-26 гг.

* * *

Установлены имена семи диаконов храма.
Диакон Тимофей Терентьев упоминается в 1737-41 гг.
Диакон Иван Архипов упоминается в 1771-97 гг.
Диакон Михаил Филиппов, 1770 г. рождения, клирик храма в 1795-1797 гг. В 1797 г. переведён на диаконское место в причт Никольского храма с. Макшеево Егорьевского уезда.
Диакон Павел Глебов, 1777 г. рождения. Окончил высший грамматический класс Коломенской духовной семинарии. 5 ноября 1794 г. Преосвященным Анастасием, епископом Коломенским был определён во дьячка в причт Крестовоздвиженского храма Коломны. 3 сентября 1800 г. посвящен во диакона к тому же храму. Состоял в браке с Феклой Васильевной 1778 г. рождения. У них родились сын Иван Глебов (1800 г.), обучавшийся в нижнем отделении Московской семинарии; дочь Анна (1803 г.).
Диакон Петр Григорьевич Добров, 1815 г. рождения. Из Московской губернии, пономарский сын. В 1838 г. окончил полный курс Спасо-Вифанской духовной семинарии с аттестатом 3-го разряда. 1 августа 1839 г. епископом Дмитровским Виталием рукоположен во диакона. В браке с Евдокией Петровной, 1817 г. рождения, у них родились Платон (1842 г.), Евдокия (1844 г.), Петр (1849 г.), Николай (1848 г. ).
Диакон Павел Афанасьевич Никольский, 1831 г. рождения. Служил в храме в 1875-1911 гг. Обучался в Московской духовной семинарии. Скончался 16 декабря 1911 г.
Диакон Василий Иванович Смирнов, 1849 г. рождения. Клирик храма с 1911 г. В 1863 г. окончил Перервинское духовное училище. В 1863 г. поступил пономарем к Спасо-Преображенскому храму села Темни Серпуховского уезда. 24 января 1864 г. посвящен в стихарь. 23 февраля 1875 г. определёен во диакона на вакансии псаломщика к Успенскому храму Брусенского женского монастыря. 27 апреля 1911 г. переведён на штатную диаконскую вакансию в причт Иоанно-Богословского храма. Состоял в браке с Елизаветой Павловной, 1855 г. рождения. У них родилось 13 детей: Клавдия (1876), Виктор (1877), Михаил (1880), Павел (1881), Петр (1883), Анна (1885), Сергей (1887), Евгений (1898), Анатолий (1891), Агриппина (1892), Константин (1893), Валентина (1897), Илья (1892). Награждён серебряной медалью в память императора Александра III. Последний раз упоминается в метрических книгах в 1918 г.

* * *

Из церковнослужителей храма известны двенадцать клириков.
Дьячок Иоанн Нефедов – уроженец села Спасского Коломенского уезда, сын дьячка. В 1757 г. посвящён в стихарь и определен в причт храма.
Дьячок Косьма Стефанов упоминается в 1773-1788 г., скончался в 1794 г.
Дьячок Петр Тихонов, 1767 г. рождения. С 10 июня 1794 г. состоял в Коломенском певческом епархиальном хоре (бас). 10 июня 1795 г. посвящен во дьячка к Иоанно-Богословскому храму. 14 апреля 1796 г. рукоположен во диакона в причт Троицкого собора Серпухова.
Дьячок Василий Филиппович Боженов, 1780 г. рождения. Из семьи диакона с. Заглухино Каширского уезда. В 1889-96 гг. обучался в Коломенской духовной семинарии. Состоял в браке с Феодосией Ивановной.
Дьячок Иоанн Иванович Богословский, 1787 г. рождения. Окончил полный курс Коломенской семинарии. 21 декабря 1802 г. посвящен в стихарь и определён дьячком к Иоанно-Предтеченскому храму села Городищи Коломенского уезда. 19 января 1806 г. переведён к нашему храму. В 1826 г. был под следствием за пьянство и непристойное поведение. Состоял в браке с Варварой Григорьевной, 1792 г. рождения. Их дети: Иван (1814 г.) и Александра.
Дьячек Василий Иванович Преображенский, 1799 г. рождения. Из семьи пономаря. Обучался в Коломенском духовном училище. 18 октября 1815 г. определён в причт Преображенского храма села Савельево Серпуховского уезда. 27 апреля 1819 г. епископом Дмитровским Лаврентием посвящен в стихарь. 31 марта 1824 г. назначен в причт нашего храма. Состоял в браке с Натальей Самсоновной, дети: Татиана, Параскева, Анастасия, Павел, Мария.
Дьячек Алексей Михайлович Спасский, 1818 г. рождения. Из семьи пономаря. Окончил Дмитровское духовное училище в 1838 г. Служил дьячком в Федоро-Стратилатовском храме с. Колычево Коломенского уезда. В 1841 г. назначен на ту же должность к нашему храму. В браке с Татьяной Васильевной. Их дети: Анна, Иван, Михаил.
Псаломщик Николай Троицкий упоминается в 1881-95 гг.
Псаломщик Иоанн Никольский – клирик храма до 1899 г.
Псаломщик Георгий (Егор) Никольский – клирик храма в 1899-1902 гг.
Псаломщик Петр Матвеевич Бажанов, 1853 г. рождения. В 1872 г. окончил полный курс Коломенского духовного училища. С 1874 г. был псаломщиком в Космо-Дамианском храме села Толмачево Бронницкого уезда. 21 мая 1876 г. переведён псаломщиком в причт Ильинского храма села Сандыри Коломенского уезда. 20 декабря 1894 г. переведен в наш храм. Женат на Екатерине Николаевне, 1849 г. рождения. У них четверо детей: Константин (1874 г.р., состоял чиновником почтово-телеграфного ведомства), Сергей (1880 г., служил диаконом в Успенском соборе Коломны, а затем священником в Сандырях – прославлен как новомученик), Александра (1879 г., учительница в земской школе села Хорошово Коломенского уезда) и Мария (с 1881 г. преподавала рукоделие в Коломенской женской гимназии).
Псаломщик Василий Гаврилович Протопопов, 1851 г. рождения. Обучался в низшем отделении Коломенского духовного училища. С 1864 г. – пономарь Троицкого храма села Протопопово Коломенского уезда. 28 марта 1868 г. посвящен в стихарь. 22 апреля 1902 г. назначен в причт нашего храма. В браке с Марией Ивановной у них родилось двое детей: Леонид (1892 г. р.) и Евдокия (1895 г.) Последнее упоминание в метрических книгах – 1918 г.
На должности пономаря в причте храма в указанное время служили шесть человек.
Пономарь Потап Яковлев упоминается в 1773-74 гг.
Пономарь Иван Дмитриев служил в начале XIX в. Имел дочь Анну. Утонул в реке в 1809 г.
Пономарь Василий Иванович Богословский, 1798 г.р. Сын пономаря Ивана Дмитриева. Мать – Марфа Исаева, 1771 г. рождения. 21 октября 1809 г. посвящен в стихарь. В 1823 г. находился под следствием за попытку хищения денег из свечного ящика. По итогам расследования 24 ноября 1824 г. уволен в число канцелярских служителей благочиния. Состоял в браке с Марией Михайловной, 1798 г. рождения. У них двое детей: Михаил и Иван.
Пономарь Иван Иванович Богословский 1815 г.р. Сын дьячка. Обучался в Коломенском духовном училище. 13 января 1827 г. епископом Дмитровским Иннокентием определен пономарем к нашему храму.
Пономарь Петр Иванович Никольский, 1812 г. р. Сын пономаря. В 1831 г. окончил нижнее отделение Московской духовной семинарии. 20 декабря 1831 г. определен в пономаря к причту Покровского храма села Покровское Московского уезда. Епископом Дмитровским Николаем посвящен в стихарь. 9 сентября 1836 г. переведен в причт Иоанно-Богословского храма. Состоял в браке с Феодосией Филлиповной, 1813 г. р. У них родилось трое детей: Александр (1832 г.), Ксения (1834 г.) и Мария (1837 г.).
Пономарь Алексей Григорьевич Рождественский, 1819 г.р. Из семьи пономаря Московской губернии. В 1837 г. исключен из низшего отделения Коломенского духовного училища и определён пономарем в Богородице-Рождественский храм села Старое Ситно Серпуховского уезда. В 1842 г. переведён во дьячка в причт Христо-Рождественского храма села Березнецово Коломенского уезда. С 1843 г. – пономарь в Преображенской церкви села Бояркино Коломенского уезда. В 1844 г. переведён в наш храм. В браке с Натальей Михайловной (1826 г.р.) у них родилось двое детей: Екатерина (1844), Евдокия (1849). Согласно клировым ведомостям Коломенского уезда за 1846-48 гг., состоял в повторном браке.

Сергей Колоухин, Юрий Мещанов, газета «Благовестник», № 6, июнь 2016 года

_________________________

Публикация членов МКЦК «Нестор»

Во имя апостола любви: Вехи истории церкви святого апостола Иоанна Богослова в Коломне

Храм Иоанна Богослова_(1)

Первое упоминание о деревянном Иоанно-Богословском храме относится к 1577-1578 гг. Согласно источникам, это было здание клетского типа из одного или нескольких прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями, располагавшееся в коломенском кремле. Повторно факт существования церкви подтверждается записью из Патриаршей приходской книги 1658 г. В ней указывается, что с храма собрано в патриаршую казну «дани 1 рубль 5 алтын». В 1687 г. Иоанно-Богословский храм с местом нахождения в кремле упоминается в книге XVII в. – «Постной триоди», хранившейся на начало XX в. в местной церковно-приходской библиотеке. К сожалению, скудость источников не позволяет узнать более раннюю историю прихода и храма.
В XVIII веке в Российской империи большое развитие получает каменное храмостроительство, ставшее своеобразным наследием синодальной эпохи. Многие церкви из дерева обращаются в камень. В 1733 г. в историческом пригороде Коломны – Лубянской слободе, начинается каменное строительство Иоанно-Богословского храма.
Пожары всегда были страшной бедой русских городов, нанося огромный ущерб. В 1739 г. во время городского пожара незаконченные строения Иоанно-Богословского храма значительно пострадали. Тем не менее, строительство продолжалось. К 1752 г. каменные стены церкви были выложены от фундамента на 3 аршина (2 метра 13 сантиметров). По просьбе тогдашнего настоятеля священника Сергия Петрова, Коломенская духовная консистория даёт дозволение и книгу на сбор пожертвований для достройки храма. Завершилось же строительство каменной церкви в 1756-58 гг. В храме имели престолы в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого мученика Иоанна Воина. В 1768 году ансамбль был дополнен каменной колокольней.
К началу XIX в. многие постройки Иоанно-Богословского храма пришли в ветхость, в связи с чем потребовались их замена и обновление. Так, в 1806-14 гг. была проведена капитальная перестройка придела Иоанна Воина. В 1819 г. по причине аварийного состояния разобрана колокольня храма. Вместо  неё в 1826 г. была заложена отдельно стоящая новая колокольня. Её строительство было закончено только в 1845 г. Неоднократно высказанная версия о том, что колокольня – памятник Отечественной войне 1812 г., не нашла подтверждения в исторических документах. Новопостроенная колокольня имела 4 яруса, высота до карниза составила 18 сажень и 1 аршин (39 метров 10 сантиметров).
При храме исконно велась торговля свечами и предметами церковного назначения. По его периметру в 1825-42 гг. возвели комплекс церковных лавок, часть которых сдавалась в аренду торговому люду.
Развитие церковного ансамбля активно продолжается в середине XIX в. С разрешения московского епархиального начальства в 1846-48 гг. обветшавший алтарь Иоанно-Богословского храма на церковные и частично пожертвованные деньги был перестроен. В том же 1848 г. начались работы по соединению колокольни с трапезной. В приделах были позолочены иконостасы. К 1852 г. работы по соединению колокольни с трапезной завершились. Промежуток между трапезной и колокольней расстоянием в 4 сажени (8 м 53 см) связали крытою папертью. В виду того, что колокольня изначально строилась отдельно от храма, с тех пор сохраняется её необычный разворот – острие ромба башни неровно упирается в сторону трапезной.
В это же время поновляются церковные лавки при Иоанно-Богословском храме. Починку произвели в 1858 г. Сделана она была на церковный капитал, потратили очень крупную по тем временам сумму в 2000 руб. серебром. Фактически лавки полностью перестроили.
Тщанием прихожан и церковных старост постоянно производились и другие ремонтные работы. Так, в 1862 г. в Иоанно-Богословском храме были перестроены проемы и проходы. Сделаны 14 двойных рам (4 аршина / 2 м 84 см длины и 2 аршина / 1 м 42 см ширины); колоды с подоконниками; двойные рамы в арках, отделяющие холодную церковь от приделов. В 1864 г. стараниями прихожан возобновлены в приделах потемневшие стенные росписи. В 1865 г. перестроены три каменные лавки. С северной стороны от храма сделана решетчатая железная ограда на каменном фундаменте. В 1875 г. в приделах были выстланы полы из более прочного камня.
Особое внимание всегда уделялось и внутреннему убранству Иоанно-Богословского храма. Не только собственно церковный капитал и деньги, собираемые простыми прихожанами, помогали в его обустройстве. Важное место в этом деле занимала помощь меценатов, богатых жителей Коломны, как правило, купцов и мещан. Так, в 1885 г. на средства мещанина Ф.Г.Дремязгина была поправлена позолота иконостасов приделов.
Регулярное поновление церковного ансамбля продолжилось и на рубеже XIX-XX веков. В 1890 г. в Иоанно-Воинском приделе поправили штукатурку, обновили настенную роспись, покрасили масляною краскою двери, все рамы и откосы пролётов. В 1892 г. в церковных лавках поправили полы и потолки. Крыши были покрашены медянкой. В 1909 г. произвели замену иконостасов во всех приделах храма. Интересно, что имевшая место в предыдущие века практика слома обветшавших конструкций на этот раз столкнулась с противодействием государства. Так, Императорское Московское археологическое общество не дало своего разрешения на уничтожение старых иконостасов в виду их «красоты и художественного интереса».
Согласно историческим документам, в 1910 году храм имел следующий вид: «Церковь Иоанна Богослова каменная, отштукатуренная, крытая железом. Длина церкви от колокольни 29 саж. (61 м 87 см). Наибольшая ширина 9 саж. (19 м 20 см). Высота церкви до карниза 18 аршин (12 м 80 см), имеется одна глава. Окон больших – 24, средних – 14, дверей наружных железных – 3 и деревянных со стеклами – 3; внутренних – 3 двери деревянных со стеклами; все двери дубовые двухстворчатые. В главной церкви иконостас имеется длины 4 саж. (8 м 53 см), высоты 6 саж. (12 м 80 см). Отопление церкви духовое».

*      *      *

Трагедия, постигшая Русскую Церковь в XX в., не обошла стороной и Иоанно-Богословский храм. В 1928 г. он был закрыт. Первоначально его здание перепрофилировали под общежитие. Тем не менее, советские власти осознавали значение ансамбля Иоанно-Богословского храма как памятника культуры и архитектуры. Как следствие, неоднократно осуществлялась реставрация. В 1940-х гг. производились работы по консервации обветшавших лавок, замене перекрытий. В 1949-50 гг. под руководством архитектора В.З.Некрасова осуществлена реставрации ярусов, перекрытий и лепнины колокольни Иоанно-Богословского храма. Здания храмового комплекса использовались лишь для хозяйственных нужд. В 1950-е гг. в храме некоторое время размещалась инкубаторная станция. Очень серьезным изменениям подвергся ансамбль церкви в 1959-67 гг. Под руководством архитектора М.И.Бондарева была осуществлена перестройка комплекса лавок, уничтожены восточные ворота. Два восточных корпуса объединены в один и увеличены пристройкой с северо-запада. Все корпуса лавок увеличены со стороны двора двухэтажными пристройками. В 1970-80 гг. трапезная церкви была разделена внутренними перегородками на отдельные помещения, продолжительное время здание занимал филиал Ногинского торгово-экономического техникума.
Возрождение Иоанно-Богословского храма началось с передачи верующим помещений церкви в начале 1996 г.
Сергей Колоухин, Юрий Мещанов, газета «Благовестник», № 5, май 2016 года

__________________________________________________